Соединительная шина для автоматов — гребенка

При сборке электрощитов ввод фазы на рядом стоящие модульные автоматы приходится делать при помощи шлейфа, составленного из перемычек. Данный процесс является трудоемким, провода занимают много места и в них легко запутаться. Соединительная шина для автоматов - гребенка

Чтобы упростить подключение однотипных модулей, стоящих в ряд, была придумана гребёнчатая соединительная шина, на сленге электриков называемая гребёнкой.

Характеристики гребёнчатых шин

Принцип действия данного электромонтажного приспособления прост – цельнолитая медная пластина в негорючей пластиковой изоляции, с отводами, расположенными соответственно размерам модулей, вставляется в монтажные гнёзда автоматов и фиксируется зажимными винтами.

Соединительная шина для автоматов - гребенкаСоединительная шина для автоматов - гребенка

В зависимости от типа подключаемых модулей (однофазные, фаза + ноль, трёхфазные, три фазы + ноль), выпускаются гребёнки с соответствующим количеством шин внутри защитного пластикового корпуса, маркируемые следующим образом:

  • Однополюсные (L1) – 1Р;Соединительная шина для автоматов - гребенка
  • Двухполюсные (L+N или L1+L2) – 2Р; Соединительная шина для автоматов - гребенка
  • Трехполюсные (L1+L2+L3) – 3РСоединительная шина для автоматов - гребенка;
  • четырехполюсные (L1+L2+L3+N) – 4Р. Соединительная шина для автоматов - гребенка

Количество отводов в данных гребёнках стандартизировано:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48;
  • 60.

Поперечное сечение наиболее популярной шины составляет 16мм², с расчётом на ток до 63А. 

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Подключение модулей при помощи гребёнок

При подключении необходимо до предела отвинтить все подключаемые зажимы на модулях, после чего вставить гребёнку и закрутить винты, придерживая каждый автомат, чтобы его не перекосило.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Подвод питающего провода вставляется в крайнее (или любое другое) монтажное гнездо и зажимается вместе с отводом шины.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Для этих целей также выпускаются отдельные клеммы.
Если требуется подключить меньшее количество модулей, то ненужную часть гребёнки отрезают. На пластиковом корпусе у некоторых изделий наносится рисунок, как это делается.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Также в защитном коробе для этих целей предусмотрены прорези. Нужно немного сдвинуть шину при обрезке, чтобы потом образовался выступ изоляции с обеих сторон – данная мера предотвратит поражение при случайном касании торца гребёнки, которую дополнительно изолируют при помощи заглушки или изоленты.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Следует очень скрупулезно очистить гребёнку от металлической стружки после обрезки во избежание короткого замыкания между шинами, поэтому рекомендуется вынимать их из короба и обрезать все части отдельно.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Особенности устройства гребёнок

У гребёнок, у которых больше чем один полюс, отводы на шинах изогнуты таким образом, чтобы все они находились в одной плоскости, тем самым обеспечивая возможность подключения.

У соединительных шин имеются два типа отводов:

  • Штыревые, подходящие практически для любого модульного автомата; Соединительная шина для автоматов - гребенка
  • Вилочные, предназначающиеся для подключения в специальный зажим под затягиваемый винт. Данный зажим имеется не у всех модулей, поэтому следует быть внимательным, выбирая изделие. kak_podklyuchit_avtomaticheskij_vyklyuchatel_как_подключить_автоматический_выключатель_14_fedaf294ddec2696825e24b9041d87e9

Недостатки

Недостатком данного соединительного устройства является трудность, а иногда и невозможность подключения модульных автоматов от разных производителей, у которых отличается высота модуля – меньший автоматический выключатель просто не достанет до отвода.

Также наблюдаются трудности при замене автомата – приходится обесточивать всю группу, и попускать все зажимные винты, чтобы приподнять гребёнку, а иначе невозможно будет снять модуль с DIN рейки.

Соединительная шина для автоматов - гребенка

Поэтому, чтобы обеспечить возможность «горячей» замены, многие электрики монтируют гребёнку не вплотную к автоматам, а с промежутком, достаточным, чтобы приподнять заменяемый модуль.

Соединительная шина для автоматов - гребенкаЧтобы добавить автомат нужно использовать перемычки, или менять шину.

Похожие статьи

One comment

  1. В трехполюсной гребёнке находятся три медные шины, которые расположены в едином корпусе. Каждая шинка вставлена в свою направляющую с наличием между ней изоляции в виде пластиковой перегородки. Как правило, такие гребенки используются редко.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *