Прямое подключение магнитного пускателя и реверсивное подключение

Рассмотрение общепринятых схем монтажа магнитного пускателя позволит пользователю самостоятельно подключить трехфазный асинхронный двигатель самостоятельно, избежав при этом распространённых ошибок, не прибегая к услугам профессиональных электриков.

Необходимость в специфическом кнопочном контакте

Известно, что контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления.

Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный (вспомогательный) контакт шунтирует (подключается параллельно) пусковую кнопку, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом.

Исходя из этого, кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC) (см. рис.)

Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп» и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск», «Вперёд», «Назад».

Простая схема — нереверсивный режим двигателя

Данный режим работы мотора означает, что вращение вала происходит только в одном направлении, запуск осуществляется при помощи кнопки «Пуск», а остановка происходит спустя некоторое время (из-за инерции) после нажатия «Стоп».

Существуют две распространенные разновидности данной схемы подключения – с катушкой управления 220 В и 380 В (подключение между двумя фазами). Схема с применением катушки пускателя с номиналом на 220В требует подсоединения нулевого провода, но применение нуля более привычно для простого пользователя, поэтому вначале будет рассмотрен именно этот вариант подключения.

Подключение эл. двигателя через магнитный пускатель на 220 В

Нужно детально рассмотреть все соединения, чтобы полностью понять принцип работы данной схемы, после чего будет проще разобрать более сложные варианты.

Детальное рассмотрение электромонтажа

Для удобства нужно составить монтажную схему.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_7_64f6a39cca3b34d29535cb3eff8b7688

Вначале подключается контактор (само собой, напряжение на  входном кабеле должно отсутствовать). В приведённой выше схеме напряжение, необходимое для управления, снимается с фазы «В» (L2), но выбор фазного провода в этом случае не имеет никакого значения (как будет удобно).sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_16_d3e3d63efb30cb324762c7fa4dab995a

Проводник, идущий к кнопке «Стоп» подключается вместе с фазным проводом на клемме контактора. Чтобы не было путаницы, общепринято маркировать нормально разомкнутые контакты цифрами «1», «2», а размыкающие соответственно – «3», «4».

Далее нужно установить перемычку в кнопочном посте.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_18_e670ae852a20802d6efdbec880f4f282

После чего подсоединяется провод, идущий от клеммы «1» пусковой кнопки к выводу А1 управляющей катушки контактора.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_19_36345cc1cd9963e127d98044d0aa5414sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_21_a5bb9427ed5cbb08875e813a70a5b427sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_20_202f5f46dd4d9a1c9fa7151b2360ed0a

От клеммы «2» кнопки запуска нужно подсоединить провод к вспомогательному контакту NO13. В данном случае неважно, к какому выводу подключать данный провод, но лучше придерживаться схемы, чтобы потом не запутаться.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_22_1fd7135ce10e4ec6d734b8559f5ef2fe

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_24_efaf15f7ce00524b846be777ca7888e6

Далее необходимо подсоединить с помощью перемычки вывод NO14 вспомогательного контакта с клеммой А1, где уже подключён провод от кнопочного поста.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_25_7db0978861c973d9b86149ab3bff0500 sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_26_362f1ad18f00e89f7eea6011eaaac73c

Осталось подсоединить вывод А2 катушки управления к нулевой шине.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_27_77bc7c7d679537802fa9e841f674eaff

Теперь, перепроверив правильность монтажа можно подать напряжение и проверить работоспособность схемы.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_35_7ec8753c38a66d36f04eff558026e2c3 sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_36_01e5af8672e3aba89ba7a48ae171765c sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_37_c9639055aa4449eaabb7ddbbcd4fc83a

Убедившись в работоспособности схемы, можно подсоединять выводы обмоток двигателя к выходным клеммам контактора.

sxema_podklyucheniya_magnitnogo_puskatelya_схема_подключения_магнитного_пускателя_31_421952ff7977ada2b979acc3f3738326

Видео по подключению магнитного пускателя классическим способом:

Использование катушки на 380В и теплового реле

Разумеется, что подключение кнопочного поста и трехфазного двигателя необходимо делать не одиночными проводами, а защищённым кабелем – приведённые выше примеры даны для того, чтобы пошагово объяснить весь процесс монтажа.

Выполняя шаг за шагом данные инструкции пользователь сможет самостоятельно собрать магнитный пускатель, даже не имея опыта в электротехнике.

Набравшись опыта и поняв принцип работы, можно использовать контактор номиналом на 380 В, в этом случае вывод с катушки А2 подключается не на нулевую шину, к одной из двух фаз, к которым не подключена клемма «4» («Стоп»).

sxema_puska_asinxronnogo_dvigatelya_схема_пуска_асинхронного_двигателя_3_1cfc83bc014b6d3e2c873ea817a7feb4

Аналогично выглядит схема, если используется трёхфазная сеть с напряжением 220В.

В магнитном пускателе с тепловым реле схема немного меняется за счёт включения размыкающего контакта в разрыв провода от клеммы А2 контактора. Вывод А2 с катушки управления подключается к фазе или нулю через размыкающий контакт данного теплового реле P, подключённого последовательно в силовые цепи обмоток.(см. схему ниже)

Реверсивный электромагнитный пускатель

Для реверса электродвигателя (вращения вала в обратную сторону), необходимо изменить последовательность фаз, для чего применяют два контактора и кнопочный пост с тремя кнопками.

Подключение магнитных пускателей для реверса двигателя

При этом, для блокировки случайного одновременного включения обеих пускателей необходимо цепи управления запуском подключать через размыкающие контакты смежных контакторов.

Если у контакторов данные вспомогательные размыкающие контакты отсутствуют, то необходимо использовать контактную приставку.

sxema_reversa_asinxronnogo_dvigatelya_схема_реверса_асинхронного_двигателя_4_7f5cc4d4dcf5130efc19614e7cb651e4

Принцип работы, с использованием самоподхвата, остается прежним, но схема немного усложняется за счёт включения новых элементов.

Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 220 В

Ключевым моментом является то, что размыкающий контакт контактора КМ2 включён в пусковую цепь КМ1, и наоборот. Необходимо рассмотреть процесс включения с самого начала, когда вспомогательные контактные мостики КМ1 и КМ2 замкнуты, то есть существует возможность запуска двигателя в любую сторону.

Запустим пускатель КМ1, при котором его нормально замкнутый контакт, через который подключёна цепь запуска в обратную сторону, разомкнётся, тем самым делая невозможным реверс до отключения КМ1. Аналогично блокируется КМ1 при работе КМ2. На контакторы устанавливается система перемычек.

Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 380 В

Данный принцип сохраняется при использования катушек любого номинала.

Реверс часто используют для торможения двигателя, контролируя его обороты с помощью специального контроллера.

Переключение обмоток двигателя

Известно, что асинхронный электродвигатель потребляет меньшие стартовые токи при подключении обмоток «звездой», но максимум мощности развивает, если используется схема включения по типу «треугольника».

Поэтому, на производстве, для запуска особенно мощных электродвигателей используется переключение обмоток.

Подключение обмоток двигателе по схеме 1.»звезда» и 2.»треугольник»

Электронный прибор контролирует обороты электродвигателя – как только они достигнут номинального значения, инициируется сигнал, переключающий контакторы, вследствие чего обмотки двигателя переключатся от «звезды» к «треугольнику».

Готовый вариант пускателя

Тепловые реле, помимо уставки тока и регулировки выдержки, также имеют рычажок отключения, который часто используют в компактных магнитных пускателях, размещая кнопку «Стоп» на крышке корпуса напротив.

Включение контактора происходит при механической передаче усилия нажатия от стартовой кнопки к специальной кнопочной приставке, прикрепляемой к контактору. Схема подключения остаётся прежней, только в данном случае кнопочный пост совмещён с контактором в едином корпусе магнитного пускателя.

кнопочный пост в одном корпусе с магнитным пускателем

Поскольку подсоединение и монтаж кнопок в данных изделиях осуществляются непосредственно производителем, то пользователю необходимо только подключить питание и нагрузку, и отрегулировать тепловое реле.

Похожие статьи

Поделитесь статьей с друзьями:

2 комментарии к “Прямое подключение магнитного пускателя и реверсивное подключение

  1. Электронный прибор контролирует обороты электродвигателя – как только они достигнут номинального значения, инициируется сигнал, переключающий контакторы, вследствие чего обмотки двигателя переключатся от «звезды» к «треугольнику». Подскажите, какой именно прибор контролирует пусковой ток в электродвигателе

    • В подавляющем большинстве случаев используется предустановленное реле времени, которое отсчитывает интервал, необходимый для раскрутки вала двигателя, а также обеспечивает задержку переключения (контактор звезды должен гарантированно отключиться прежде, чем запустится контактор треугольника). Контроль на случай перегрузки обеспечивается токовым реле. Установка требуемого интервалов переключения реле времени осуществляется при испытаниях и наладке оборудования. То есть, в данном случае, контроль оборотов осуществляется косвенно, по ранее определенному времени при пусконаладочных работах. Более подробно о переключении режимов и о различных вариантах данного процесса можно прочитать в статье »
      Переключение режимов двигателя: звезда-треугольник
      »
      http://infoelectrik.ru/elektrodvigateli/pereklyuchenie-rezhimov-dvigatelya-zvezda-treugolnik.html

      Там детально описано переключение звезда — треугольник при помощи различных устройств
      В некоторых случаях, для контроля особо важных технологических узлов может использоваться компьютеризированная система управления с электронным тахометром, датчиками оборотов, перегрузки, нагрузки на вал и т д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *