Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность

При помощи мультиметра и нескольких приспособлений, не особо разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно проверить:

  • Асинхронный трёхфазный двигатель с короткозамкнутым ротором – наиболее лёгкий для проверки, из-за его простого внутреннего устройства, благодаря которому, данный тип электродвигателя имеет наибольшую популярность;
  • Асинхронный однофазный (двухфазный, конденсаторный) электродвигатель с короткозамкнутым ротором – часто используется в различной бытовой технике, подключаемой в сеть 220 В. (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
  • Коллекторный двигатель постоянного тока – массово применяется в автомобилях в качестве привода для стеклоочистителей (дворников), стеклоподъёмников, насосов, вентиляторов;
  • Коллекторный двигатель переменного тока – используется в ручных электрических инструментах (дрели, перфораторы, болгарки и т.д.)
  • Асинхронный двигатель с фазным ротором – в сравнении с электродвигателем с короткозамкнутым ротором, обладает мощным стартовым моментом, поэтому используется в в качестве привода силового оборудования — подъёмников, лифтов, кранов, станков.

Испытание изоляции обмоток

Независимо от конструкции, электродвигатель нужно проверить при помощи мегомметра на пробой изоляции между обмотками и корпусом. Проверки при помощи одного только мультиметра может быть недостаточно для выявления повреждения изоляции, поэтому используют высокое напряжение.

мегомметр для измерения сопротивления изоляции

В паспорте электродвигателя должно указываться напряжение для испытания изоляции обмоток на электрическую прочность. Для двигателей, подключаемых к сети 220 или 380 В, при их проверке используются 500 или 1000 Вольт, но за неимением источника, можно воспользоваться сетевым напряжением.

паспорт асинхронного двигателя

Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана выдерживать такие перенапряжения, поэтому при проверке нужно свериться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединённых звездой, может быть подключён на корпус, поэтому следует внимательно изучать подключение отводов, делая проверку.

Проверка обмоток на обрыв и междувитковое замыкание

Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить междувитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого двигателя.

Нужно помнить, что у мощных электродвигателей поперечное сечение проводов обмоток достаточно большое, поэтому их сопротивление будет близким к нулю, а такую точность измерений в десятые доли Ома обычные тестеры не обеспечивают.

Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.

Для сверки с паспортными данными, можно рассчитать сопротивление по формуле, но, можно этого и не делать – если требуется идентичность обмоток, то достаточно будет совпадения падения напряжения по всем измеряемым выводам.

Измерения можно производить любым мультиметром

мультиметр

Цифровой мультиметр Mastech MY61 58954

Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.

Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором

У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях ротора наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.

Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.

ротор двигателя

Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда»

soedinenie_zvezdoj_i_treugolnikom_соединение_звездой_и_треугольником_6600x465_f845651c14b46cc2441079f76a8130ce

или «треугольник».
soedinenie_zvezdoj_i_treugolnikom_соединение_звездой_и_треугольником_8600x455_d86129d56a89c4bf4f3432009f2db7a7
Прозвонку можно сделать, даже не снимая перемычки –

достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.

При несовпадении показаний необходимо будет разъединить обмотки и проверить их по отдельности. Если расчётное сопротивление у одной из обмоток меньше, чем у остальных – это указывает на наличие междувиткового замыкания, и электродвигатель нужно отдавать на перемотку.

Проверка конденсаторных двигателей

Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.

Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.

Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой

Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.

kak_opredelit_rabochuyu_i_puskovuyu_obmotki_как_определить_рабочую_и_пусковую_обмотки_23_5de15e417f1506ba780a829f47c071e3Часто у таких двигателей рабочая и пусковая обмотки соединены внутри корпуса, и от точки соединения сделан общий вывод.

Принадлежность выводов идентифицируют следующим образом – сумма сопротивлений, измеренных от общего отвода должна соответствовать суммарному сопротивлению обмоток.

Проверка коллекторных двигателей

Поскольку коллекторные электродвигатели переменного и постоянного тока имеют схожую конструкцию, то алгоритм прозвонки будет одинаков.

Сначала проверить обмотку статора (в двигателях постоянного тока её может заменять магнит). Потом проверяют роторные обмотки, сопротивление которых должно быть одинаково, коснувшись щупами щёток коллектора, или противоположных контактных выводов.

Удобней проверять обмотки ротора на выводах щёток, прокручивая вал, добиваясь, чтобы щётки контактировали только с одной парой контактов – таким способом можно выявить подгорание у некоторых контактных площадок.

Проверка моторов с фазным ротором

Асинхронный двигатель с фазным ротором отличается от обычного трёхфазного электродвигателя тем, что в роторе также имеются фазные обмотки,

соединённые по типу «звезда»,

которые подключаются при помощи контактных колец на вале.

Чтобы проверить роторные обмотки, нужно найти выводы от данных колец, и удостовериться в совпадении измеренных сопротивлений. Часто такие двигатели оснащаются механической системой отключения роторных обмоток при наборе оборотов, поэтому отсутствие контакта может быть из-за поломки в данном механизме.

Статорные обмотки проверяются как у обычного трёхфазного двигателя.

Фотографии позаимствованы с сайта http://zametkielectrika.ru

Похожие статьи

Поделитесь статьей с друзьями:

7 комментарии к “Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность

  1. Подскажитье почему электродвигатели делают из чугуна и алюминия? какая разница в этом? Почему нельзя их сделать из стали например?

    • корпус из чугуна крепче, намного устойчив к механическому износу легко отливается и обрабатывается. Также При работе эл. двигатель выделяет тепло т. е нагревается и это тепло необходимо отдать в атмосферу, а чугун и алюминиевый сплав очень хороший теплообменник ( батареи в квартире чугун или дюралевые)

  2. подскажите, мерил сопротивление на обмотках двигателя когда он был очень горячим, у него просто один виток с клемника отгорел, все показывало нормально и на корпус не шил, но только двигатель остыл приборы мне показали что данный двигатель неисправен. Почему так??

  3. Здравствуйте! имеется асинхронный двигатель 2,2 КВт, стоит в редукторе для бурения. Сопротивление всех обмоток постоянному току 2,8 Ом. Сопротивление между обмотками относительного друг друга и корпуса измерялось мегаомметром на 500 В. Норма. Проблема: На холостую мотор работает, крутит. Под нагрузкой не развивает требуемой мощности. Подключали сначала через частотный преобразователь на 220 В, соединение треугольник, не бурит. потом, для эксперимента подключили звездой на 380В та же картина, под нагрузкой умирает, хотя в холостую замечаний нет.Сам редуктор в идеальном состоянии. Подскажите, что делать? может ли проблема быть в роторе? вряд ли могли все три обмотки одинаково подгореть до 2,8 Ом. и вообще каких порядков должно быть там сопротивление? заранее спасибо!

    • Да, Вы правы, фактически такого не может быть, чтобы во всех обмотках случилось идентичное межвитковое замыкание. К тому же, активное сопротивление 2,8 Ом как раз свойственно обмоткам двигателя подобной мощности. Поскольку двигатель исправно работает на холостом ходу, то, пожалуйста, ответьте на пару уточняющих вопросов:
      на холостом ходу двигатель перегревается? Если да, то возможно, замкнуты пластины шихтованного магнитопровода и там вихревые токи гуляют — такое могло случиться, если разлетелся подшипник, и его части попали между ротором и статором, оставляя царапины и борозды в металле. Разберите двигатель и осмотрите поверхности ротора и статора — нет ли там явственных повреждений магнитопровода. Также убедитесь, что пластины магнитопровода не проржавели внутри (ржавчина распирает и искривляет пластины)
      Маловероятно, чтобы литые алюминиевые цельнометаллические короткозамкнутые витки беличьего колеса были повреждены. Но внимательно осмотрите ротор — продольные полоски не должны иметь трещин.
      Второй вопрос — Вы упомянули, что подключали двигатель через частотный преобразователь.И если я правильно понял, подключали также напрямую к трем фазам 380В звездой, или тоже через частотный преобразователь? Возможно, сам частотник не вытягивает?
      И еще один вопрос — данный двигатель до этого исправно бурил, или оборудование новое (заводское или самодельное, не важно)? Если это опытная разработка, то возможно, не хватает момента двигателя для бурения?
      Для проверки момента можно воспользоваться простым народным способом:
      нужно заглубить бур, пока двигатель не начнет глохнуть.
      Затем взять динамометрический ключ и измерить момент прямо на валу выключенного двигателя. По логике, чтобы бур весело бурил, нужно, чтобы момент двигателя в несколько раз превышал момент нагрузки (измеренный динамометрическим ключом) на входе редуктора с углубленным буром. Ведь там и почва особо плотная бывает, и камни попадаются.
      для Вашего мотора номинальный крутящий момент где-то 7-8 Н*М (знайте поточнее, зависит от оборотов и производителя, марки и т д)
      Не знаю, какой бур, но подразумеваю, что для бурений водяных скважин неглубоких. По опыту, навскидку — 2,2кВт маловато будет, ребята на свои буровые 5, 7, и даже 10 кВт ставят.
      нужно убедиться что нагрузка соответствует возможностям двигателя, Без измерений момента нагрузки, проверить данную версию, можно установив на редуктор идентичный заведомо исправный двигатель

  4. Мне понравилась эта статья. Доступно, внятно, поучительно.

  5. Здравствуйте! Если межвитковое замыкание небольшое по площади, тогда можно попытаться развести проводники и залить электроизоляционным лаком. Как вариант, нагреть в духовке статор до 110 градусов и опустить горячим в пропиточный лак. В любом случае никакой гарантии- проще перемотать одну секцию в статоре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *